Не пропусти
Главная 16 Важные советы 16 Миграционные процессы в современных международных отношениях и проблемы региональной безопасности в ЦА

Миграционные процессы в современных международных отношениях и проблемы региональной безопасности в ЦА

Миграционные процессы в современных международных отношениях и проблемы региональной безопасности в ЦА

Современная международная миграция насе­ления представляет собой многогранное явле­ние, влияющее на все стороны развития об­щества, будь то экономика или политика, демо­графические процессы или национальные отно­шения, идеология или религия.

Миграции отдельных людей и целых обществ являются важнейшей характеристикой развития цивилизации. Они формируют новое качество и новый облик прежних человеческих обществ, создают новые. В процессах создания, разру­шения и трансформации государств миграция населения всегда играла важную роль. В одни эпохи миграция была не очень значимым, зато в другие — важнейшим фактором изменения облика цивилизации. Миграции сыграли выдаю­щуюся роль в истории человечества, с ними связаны процессы заселения, хозяйственного освоения земли, развития производительных сил, образования и смешения рас, языков и народов. Благодаря этому процессу мы можем наблюдать разнообразие рас и этносов насе­ления Земли. Люди заняли всю пригодную для проживания территорию.

В современном мире немало государств, созданием которых они обязаны мигрантам. Так, сравнительно недавно были образованы США и Австралия, Новая Зеландия и Канада. На сегодняшний день в миграционных процессах принимают участие сотни миллионов людей.

В течение всего XX века наблюдалось интен­сивное расширение миграционных потоков, а в начале XXI века феномен миграции стал состав­ляющим фактором всех глобальных изменений. Процесс глобализации в значительной степени интенсифицировал этот процесс. И это потре­бовало новых подходов к миграционной поли­тике, способствующей достижению и поддержа­нию баланса интересов международных авто­ров, участвующих в регулировании мигра­ционных процессов.

Поскольку миграция населения в настоящее время приобретает глобальный характер и одно­временно является признаком самой глобализа­ции. Последствия миграции проявляются в различных сферах: политической, социальной, экономической, культурно-психологической и других. Более того, эти последствия имеют и позитивный и негативный характер, становясь, таким образом, источником противоречий и конфликтов.



В последние годы миграция все больше ста­новится вызовом, и даже угрозой безопасности не только личности, общества, государства, но и охватывает более высокие уровни (региональ­ный, глобальный). Этот процесс привел к серьезным изменениям как в принимающих, так и в отдающих странах. В результате, на рубеже веков проблема миграции стала центром об­щественного внимания.

Миграция и проблемы ее регулирования стали темой острых политических дискуссий в мире, что актуализирует необходимость изуче­ния данной проблемы. Ключевое значение миграции в социально-экономических и полити­ческих процессах государств, а также влияние на региональную безопасность в полной мере очевидно на примере стран Центральной Азии.

Однако прежде чем приступить к изучению роли и влияния этого процесса на региональную безопасность центральноазиатского региона, на наш взгляд, необходимо очень четко определить понятийный аппарат.

Понятие «миграция» ввиду своей многоас-пект-ности имеет большое количество различ­ных толкований. Этимологически термин » миграция» происходит от латинского слова «migratio», означающего перемещение, пересе­ление [1], поэтому в широком смысле под миграцией населения принято понимать переме­щение людей в самых разных контекстах и ситуациях. Так, согласно словарю Вебстер » мигрировать» означает перемещаться из одной страны, местности или населенного пункта в другие [2]. Интерпретация понятия «миграция» в широком смысле не учитывает такие критерии, как продолжительность, регулярность, целевая направленность, тип пространственного переме­щения и прочее. Ключевым признаком в данном случае является лишь наличие передвижения между какими-либо территориальными едини­цами. В узком смысле миграция представляет собой законченный вид территориального пере­мещения. В Энциклопедии Британника мигра­ция определена как окончательное изме-нение места проживания лицом или группой лиц [3].

Согласно Большой российской энциклопедии миграцией называются перемещения людей (мигрантов) через границы тех или иных территорий с переменой места жительства навсегда или на более или менее длительное время [4]. В данном случае, на наш взгляд, следует согласиться, что определяющими при­знаками в данном случае являются пересечение территориальной границы, изменение места жительства и продолжительность этого изме­нения [5].



В то же время необходимо заметить, что ни в одном из международных актов понятие » миграция» правовой дефиниции не имеет, используются в основном близкие по смыслу термины, например: «пребывание», «въезд», » массовый приток», «переезд», «возвращение в страну» и другие [5].

Понятие «миграция» отсутствует в Уставе ООН и во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., несмотря на то, что последняя юриди­чески закрепила в качестве одного из основных прав человека «право свободно передвигаться и менять место жительства» [6]. В то же время, в глоссарии ООН по миграции, очень четко дается определение понятия мигрант, под которым может пониматься любой человек, который живет временно или постоянно в стране, ко­торой он или она не родились, но приобретают значительные социальные связи с этим госу­дарством [7]. Далее говорится, что мигрантами не являются беженцы, которые по тем или иным причинам покинули свои дома, мигрантами считаются те люди, которые имеют выбор когда и куда ехать. Таким образом, согласно этому определению, миграция — это процесс, в котором мигранты (участники этого процесса) свободны в выборе и направлении передвиже­ния, а наличие социальных связей с тем или иным государством говорит о влиянии и значимости его на развитие политики и эко­номики и других сфер участвующих государств.

Что касается Международной организации по миграции, которая активно занимается содей­ствием решению актуальных задач миграции, путем улучшения понимания государствами проблем в области миграции и поощрения социального и экономического развития данных государств при помощи миграции [8], то и в ее рамках разрабатывалась концепция миграции. Так, в 1989 г. на 59-й сессии Совета МОМ были даны определения понятий миграция и мигрант. Миграция — часть процесса разви­тия государств: тех, из которых лица уезжают, и тех, в которые пытаются попасть, а также государств, которые принадлежат к обеим категориям, независимо от причин переме­щения. Иными словами, это понятие включает все формы миграции. Мигрант — это лицо, перемещающееся из одного государства в другое и нуждающееся в международных мигра­ционных услугах, которые предостав-ляются международными организациями [9]. Данное понятие, на наш взгляд, продиктовано самой деятельностью организации, а также оно обоб­щает ряд подходов различных государств.



Что касается, экспертного сообщества, то и учеными постсоветского пространства также предпринималась попытка сформулировать определение миграции, а также сделать анализ уже имеющихся определений и подходов.

Так белорусский исследователь А.В. Похле-баева наряду с анализом определений и деятель­ности таких международных организаций, как ООН и МОМ, делает правовой анализ содер­жания понятий миграция и мигрант, сделан­ный экспертным сообществом постсоветского пространства и находит их далеко не совер­шенными [10]. Однако нам все же импонирует определение казахстанского исследователя Е. Ю. Садовской, которая считает, что миграция — это передвижение населения через государ­ственные границы, связанное с переменой места жительства и требующее внутригосударствен­ного и межгосударственного регулирования [11]. Здесь нужно также оговориться, что су­ществует еще и миграция внутри государства, когда пересечение границ не требуется. Хотя данное не отражает мотивы и сроки миграции, оно определяет необходимость четкого право­вого регулирования этого процесса. Наиболее привлекательной для нас является понятие и классификация миграции российского исследо­вателя Т.Н. Юдиной [12]. Исследователем предложен целый словарь терминов по мигра­ции. Автор рассматривает понятие миграцион­ный процесс, которое представлено как мно­жество событий, влекущих за собой смену места жительства. Хотя формулировка дана самая общая, она предполагает многоаспектность этого процесса, процесса перемещения населе­ния и все исходящие из него последствия. Определяя понятие миграция просто как пере­селение, автор рассматривает его через призму основных тенденций:

Первая тенденция: увеличение объемов и расширение географии миграции.

Вторая тенденция: появление новых типов мигрантов,

  • высококвалифицированная миграция.
  • миграция низкоквалифицированных кадров. Это порождает нелегальную миграцию.

Третья тенденция: расширение вынужден­ной миграции.



Четвертая тенденция: феминизация мигра­ции. 47,5% мигрантов — женщины.

Пятая тенденция: влияние миграции как фактора социальных изменений в мире.

Указанные тенденции иллюстрируют все сложность миграционного процесса, а также потенциальные вызовы и угрозы.

Однако базовые и основополагающие опре­деления все же необходимо искать в нацио­нальном законодательстве. Так, в Законе о миграции населения Республики Казахстан миграция определяется как безвозвратное, временное, а также сезонное перемещение физических лиц из Республики Казахстан и в Республику Казахстан, а также переселение физических лиц внутри Республики Казахстан, связанное со сменой места жительства, работы [13]. В 2002 году в данную форму­лировку были внесены некоторые коррективы, и миграция была определена как — постоянное или временное, добровольное или вынужденное пере­мещение физических лиц из одного государства в другое, а также внутри государства [14]. Данное определение достаточно точно опреде­ляет понятие миграции, но на наш взгляд оно не полностью отражает особенности этого про­цесса.

Для понимания сущности миграции недоста­точно ее просто определить, необходимо класси­фицировать виды миграции.

Классифицировать миграцию можно с по­мощью следующих критериев: по правовому статусу — законная и незаконная; по террито­риальному признаку — международная и вну­тренняя; по мотивам — добровольная (трудовая: экономическая, профессиональная, воссоеди­нение с семьей и вынужденная: беженцы и перемещенные лица); по срокам — постоянная и сезонная; по целям — поиск убежища, получение статуса беженца, воссоединение с семьей, утечка умов, учебная и т.д.

Таким образом, суммируя и анализируя предложенные понятия, можно сделать вывод о том, что миграция — постоянное или временное, добровольное или вынужденное перемещение физических лиц из одного государства в другое, а также внутри государства по тем или иным причинам, учитывающее основные современные тенденции в сфере миграции, и влекущее за собой множество событий, требующих внутригосударственного и межгосударствен­ного регулирования.



На сегодняшний день миграция, это одна из тенденций, характеризующих современные меж­дународные отношения, наряду с интеграцией и глобализацией. И интеграция, и глобализация усилили глобальную мобильность человечества и миграционный процесс. Процесс этот далеко не безболезненный, наряду с позитивными тенденциями (развитие стран и регионов, этническое и конфессиональное многообразие, улучшение демографической картины регионов и т. д.), существует и много негативных тенденций, которые можно расценивать уже как и угрозы безопасности на всех уровнях: национальной, региональной, глобальной. Так, нелегальная, или незаконная миграция, создает большую напряженность практически во всех регионах мира, причем, говорить о ней можно как о цилиндре с двойным дном из которого появляются все новые угрозы. Наркотраффик и трафик людей являются очень серьезными проблемами безопасности.

Так, непосредственно применительно к ре­гиону Центральная Азия говоря о вызовах, исхо­дящих из миграционного процесса, необходимо говорить и о наркотраффике, и о трафике людей (контрабанде людей), транснациональной про­ституции и т.д. и о социальной напряженности, связанной с нелегальной трудовой миграцией.

В частности, по данным Управления ООН по наркотикам и преступности, через Центральную Азию проходит каждый год в целом 14,3 процента афганских опиатов (собирательное название для наркотиков, производимых из опия), то есть 128 тонн героина и 246 тонн опия. Но по пути через регион значительная часть этого товара здесь же и оседает, и с каждым годом эта часть становится все больше. По данным того же управления ООН, Афг-нистан поставляет на мировой рынок около 90 процентов опиатов [15]. В начале 2001 года производство наркотиков здесь заметно упало, потому что возглавлявшееся тогда талибами афганское правительство обеспечило соблюде­ние запрета на выращивание опийного мака с целью избежать санкций ООН. Однако хаос, наступивший после свержения талибов, обратил этот процесс вспять. В результате Афганистан за прошедшие пять лет занял прочное первое место в мире по производству и контрабанде героина [15].



К тому же это осложняется внутриполити­ческим и внутриэкономическим положением центральноазиатских государств. Так, закры­тость режима в Узбекистане и глубокий кризис в Кыргызстане только усугубляют ситуацию, вовлекая население в процессы преступной миграции. Что касается Таджикистана, где одна часть населения постоянно мигрирует в Казах­стан и Россию, в поисках заработков, а другая уже вовлечена в эти процессы, то это можно сказать открытые ворота в регион для нестабильного Афганистана способного оказать серьезное влияние на ситуацию в нем.

Одной из проблем, серьезно осложняющих регулирование и легализацию процесса, яв­ляется отсутствие эффективных правовых меха­низмов, унифицированного законодательства в сфере миграции между странами региона. На наш взгляд, можно также утверждать, что именно миграция внутри региона могла бы стать серьезной составляющей для интеграции госу­дарств, такой же как, скажем, проблема водных ресурсов.

Однако недостаточная заинтересованность, нежелание, политическая слабость или все еще сильная фобия быть лишенными самостоя­тельности, независимости, оставшаяся еще с периода существования Советского Союза — все это затормаживает процесс сотрудничества пяти центральноазиатских государств (Таджикистан, Кыргызстан, Казахстан, Узбекистан и Турк­менистан). Что касается Туркменистана, то это государство в последнее время все больше расценивает себя как прикаспийское государ­ство [16], что вообще ставит под угрозу устояв­шееся с 1993 года самоназвание региона ука­занными пяти государствами.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что проблема миграции в Центральной Азии, со всеми потенциальными вызовами и угрозами -это часть все нарастающего клубка противо­речий и проблем региональной безопасности, которая требует незамедлительного взаимодей­ствия и новых подходов.

О admin

x

Check Also

Правительство сократило количество квот на временное проживание в РФ

Количество квот на временное проживание в РФ сократится в 2018 году В 2016 году квота составляла 125 900 разрешений, а в 2017-м станет на 15 ...

Законы о миграции в рф 2017

Законы о миграции в рф 2017 Миграционные новости На сегодняшний день запрет на въезд в РФ является одной из самых распространенных проблем, с которыми сталкиваются ...

Пошаговая инструкция приема на работу иностранных граждан

Пошаговая инструкция приема на работу иностранных граждан в 2018 году Изменения законодательства, касающиеся трудоустройства граждан сторонних государств на территории РФ, добавили немало хлопот компаниям-работодателям и ...

Квота на РВП в РФ

Квота на РВП Ежегодно для каждого региона нашей страны Правительством Российской Федерации утверждается квота на выдачу разрешений на временное проживание в России – количественное ограничение ...

Процедура подачи заявки на квоту в РФ

Процедура подачи заявки на квоту в 2018 году в РФ 27.01.2017 Подача сведений о потребности в работниках в территориальный ЦЗН 7000 + транспортные расходы Подача ...

Квота на плучение РВП в Российской Федерации на 2018год

О квотах на РВП в Российской Федерации на 2017 год Собираясь задержаться на территории России, иностранный гражданин должен быть осведомлён о требованиях миграционного законодательства, в ...

Свердловская область: Расписание работы Межведомственной комиссии по распределению квоты на выдачу РВП в мае-июне 2018года, содействие миграции, помощь беженцам из Украины

Свердловская область:Расписание работы Межведомственной комиссии по распределению квоты на выдачу РВП в мае-июне 2017 года В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации № 2428-Р от ...

Как получить квоту на РВП: образец заявления, перечень документов и порядок действий

Процедура выделения квот для оформления РВП в РФ Ежегодно огромное количество иностранцев приезжает в Россию. Но не каждый из них может законно и длительно проживать ...

Выдача и получение разрешения на временное проживание для иностранных граждан

Выдача разрешения на временное проживание Большинство иностранных граждан едет в Россию для того, чтобы трудоустроиться и получить ПМЖ. У части жителей зарубежья есть близкие родственники ...

Получение квоты на иностранных сотрудников в 2017-2018 годах, Accountor Russia

Получение квоты на иностранных сотрудников Напоминаем, что для привлечения иностранных работников в 2018 году, необходимо подать заявку уже в 2018 году. Квотирование затрагивает только визовых ...

Привлечение иностранной рабочей силы : порядок, правила, квоты и разрешение на привлечение иностранных работников

Привлечение иностранной рабочей силы на работу в 2018 году Закон о привлечении иностранной рабочей силы Хотя Государственная дума и обещает еще с 2013 года введение ...

Распределение квот на РВП на 2018год в России

Правовая помощь иностранным гражданам Проверка наличия оснований для неразрешения въезда на территорию Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства по линии ГУВМ МВД России(ФМС) ...

Квота на РВП в РФ на 2016, 2017, 2018 год распределение по регионам, для граждан Украины, Таджикистана, Узбекистана, Армении, Казахстана, Молдовы, Киргизии, Мигранты

Квота на РВП Читайте также: Патент на проживание в РФ Рассматривая имеющиеся квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание, стоит отметить, что их ...

Квоты на РВП 2018- Миграционное агентство MIGRON

Квоты на РВП 2017 Квоты на получение разрешения на временное проживание (РВП) в России устанавливаются ежегодно Правительством РФ с учётом фактически сложившейся потребности и соответствующей ...

Квота на РВП в РФ на 2018год: распределение по регионам

Квоты на РВП в России на 2017 год: по регионам, заявление Квоты на временное проживание в России введены для контроля трансграничной миграции и распределения трудовых ...

Основания для получения РВП в России без квоты

Как получить РВП в России без квоты Закон Российской Федерации предусмотрел особые правила выдачи мигрантам разрешения временно проживать в РФ. Каждый регион установил конкретное количество ...

Рейтинг@Mail.ru